Roll
Kong Vault
Lazy Vault
Speed Vault
Two-handed Vault
Turn Vault
Underbar
Tic-Tac
Wallrun
Precision Jump
Паркур
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Парку́р (фр. parkour, искажённое от parcours, parcours du combattant — дистанция, полоса препятствий). Паркур — искусство перемещения и преодоления препятствий. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. Основан группой французов (Давид Белль, Себастьян Фукан и другие). В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах. Сутью паркура является движение и преодоление препятствий различного характера. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и соревнований). В число известных паркур-команд входят: французская «Majestik Force», английские «Parkour Generations», «Urban Free Flow», российские «Tracers», «RFA», «Parkour Creations», «ISP-team», «Parkourband», «BP» и другие.
Содержание[убрать] |
Терминология
Паркур
Изначально, для обозначения тренировок использовали французские термины l’art du déplacement и le parcours[1].
Термин паркур был придуман Давидом Беллем и его другом Юбером Кунде (Hubert Koundé). Слово паркур (parkour) происходит от определения parcours du combattant — классического метода преодоления препятствий военной подготовки, созданного Жоржем Гербертом[2][3].
Трейсер
Слово «трейсер» пришло в русский язык из английского, куда в своё время попал французский термин traceur ([tʁasœʁ]) и traceuse ([tʁasøz]) — имя нарицательное, используемое для обозначения людей, занимающихся паркуром. Французское существительное происходит от французского глагола tracer, который обычно означает «следить»[4], но на сленге также именуется, как «идти быстрее»[5]. В документальном фильме-интервью режиссёра Крэйга Пентака (Craig Pentak) Стефан Вигру (Stephane Vigroux) (один из родоначальников паркура, основатель организации Parkour Generations) высказался об определении трейсера так[6]:
«В настоящее время слово „трейсер" является самостоятельным определением. Но изначально мы так называли нашу команду, в которую входили: мой брат, Себастьян Гудо, Тома, Малик Дюф, Микель Рамдони, Джером Бенаес, Себастьян Фукан, Давид Белль и я. Это была команда, созданная после „Ямакаси", и мы называли себя „Трейсеры" (имеется в виду, другая команда — другое название). А сегодня это общепринятое обозначение. Авторами этого слова была команда молодых людей, но для меня это не так важно, так как это ограничивает дисциплину».
История паркура
«Натуральный метод» (фр. Methode naturelle) — автором метода стал Жорж Герберт (фр. Georges Hébert), живший с 1875 по 1957 год и служивший в морском флоте Франции[7]. Руководствуясь своими познаниями и опытом, который он получил в результате экспедиций в Африку, где проводил наблюдения за аборигенами, за тем как они охотятся и двигаются, создал новую универсальную дисциплину для своих солдат. Составляющие дисциплины — прыжки, скалолазание, самооборона и общефизическая подготовка — являлись базовыми составляющими «Натурального метода».
Раймонд Белль (1939), служивший в вооруженных силах Франции, практиковал «Натуральный метод». После окончания службы он пошёл в пожарную охрану. Его физические способности и навыки не раз помогали ему спасать людей в ситуациях, где техника была бессильна[8]. Он быстро стал известен как один из самых ловких и сильных пожарных своего полка. Был чемпионом по скоростному карабканью по канату, совершил несколько подвигов при спасении людей и был награжден за свою храбрость медалями[8].
Сын Раймонда Белля — Давид (1973), с детства старался подражать своему отцу, занимался гимнастикой, легкой атлетикой, боевыми дисциплинами. Именно он собрал первую команду «Ямакаси», с которой много лет тренировался в городе Лисс. В начале это были всего лишь детские игры, но потом стало понятно, что это целая тренировочная дисциплина, имеющая свои элементы, законы и правила.
«Yamakasi» обрели первую популярность после двухлетних гастролей с мюзиклом «Notre Dame de Paris», в котором сам Давид Белль отказался участвовать, так как не мог бросить своих учеников и тренировочный процесс на столь долгий срок.
Паркур получил широкую известность после выхода фильмов Ямакаси: Новые самураи и Тринадцатый район, автором сценариев которых стал Люк Бессон.
В России существование паркура началось с команды Tracers из Москвы[9]. Олег Краснянский первый посетил город Лисс и познакомился с Девидом Беллем.[источник не указан 242 дня] В 2004 году на пресс-конференции, связанной с Российской премьерой фильма «13 район», Давид Бэлль делает заявление об основании PAWA (Parkour Worldwide Association) — Всемирной Ассоциации Паркура, первым представительством которой становится российское. Олег Краснянский, основатель команды «The Tracers», объявлен главой этого представительства, и таким образом получает право вести российский паркур от имени Всемирной Ассоциации. Возникновение PAWA должно было дать толчок к развитию паркура по всему миру и отражать истинную суть дисциплины. Существование PAWA длится 2 года — с 2004 по 2006, за это время никаких масштабных шагов по развитию паркура от имени Всемирной Ассоциации не предпринималось. Однако вскоре после основания ассоциации, осенью 2006 года, Давид Белль заявляет о своем выходе из PAWA мотивировав это тем, что он не может более контролировать деятельность всех отделений ассоциации и не готов подписаться под деятельностью PAWA в каждом конкретном случае, а следом и российское представительство также прекращает свою работу.
На данный момент в Великобритании активно развиваются спортивные кружки по занятиям паркуром, некоторые школы приняли занятия в программу по физкультуре[10]. В Санкт-Петербурге паркур стал частью общественной акции «Выбирай спорт!», направленной на развитие интереса молодёжи к спортивной культуре[11].
Несмотря на это, промышленный паркур (использование строящихся зданий, высотных кранов и т. п.) в России запрещён.
Определение, цели и ограничения
Паркур — дисциплина, представляющая собой совокупность навыков владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях человеческой жизни. Основные факторы, используемые трейсерами (то есть людьми, занимающимися паркуром): сила и верное её приложение, умение быстро оказаться в определённой точке пространства, используя лишь своё тело. Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем принцип «нет границ, есть лишь препятствия» и любое препятствие можно преодолеть. Основным ограничением в паркуре является запрет на применение акробатических элементов[источник не указан 218 дней].
Паркур не учит использовать какие-либо средства или приспособления, а позволяет развивать навыки поведения в условиях «здесь и сейчас». Деревья, стены, крыши, парапеты и перила — обыкновенные препятствия трейсера. Крайне важны скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности.
Паркур не является таким видом спорта, который подразумевает состязания, конкуренцию, и стремление победить соперника. Идеология паркура отрицает данные принципы. Паркур не является экстримом. Экстрим это экстраординарные действия связанные с опасностью для жизни и направленные на получение адреналина. В паркуре действия направлены на изучение возможностей своего тела, и в конечном итоге на расширение этих возможностей[12].
Для того, чтобы заниматься паркуром, человеку необходимо развиваться в целом ряде дисциплин. Прежде всего, необходимо познать себя, стремясь создать гармонию между телом и духом, оценить свои нынешние возможности и начать бороться со своими недостатками, страхами. Прекрасным способом воспитания духа являются единоборства, где постоянно приходится бороться с психологическим фактором, нарабатывая стремление побеждать себя. Для развития навыков перемещения помогут лёгкая атлетика, скалолазание.
Позиция Давида Белля
Паркур — это максимально органичное перемещение в окружающей обстановке (например, в городе), это искусство свободно перемещаться сквозь окружающее пространство[13]. Паркур имеет натуральные корни (methode naturelle) и создан для помощи людям. В настоящем паркуре нет акробатики. Исполнение акробатических элементов на улице, которые некоторые трэйсеры называют Акростритом (Acrostreet), не являются частью паркура[13]. Категорически отрицается создателями паркура Беллем и другими[13].
Список основных элементов
В этом разделе не хватает ссылок на источники
информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть
поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. |
- Дроп (англ. drop — «падать»)
- прыжок с высоты, выполняется с места или из позиции cat leap. Амортизировать падение можно ногами и руками.
- Spring jump
- прыжок с разбега для преодоления препятствия без применения рук.
- Parkour roll
- кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после прыжков с больших высот. Аналогичен используемому в боевых искусствах. Выполняется в случаях, когда необходимо ослабить нагрузку на ноги и спину.
- Monkey
- прыжок через препятствие с опорой на руки и пронесением ног между руками.
- Cat leap
- прыжок на стену с принятием хвата руками сверху и упором стоп в стену при согнутых коленях.
- Tic-tac, one-two
- отталкивание от одного препятствия для преодоления другого.
- Accuracy jump, precision jump
- прыжок, в котором важны точность приземления, координация, равновесие. Например, прыжок на перила с целью устоять на них.
- Blind jump
- прыжок, выполняемый без созерцания точки приземления.
- Balance
- стойка на руках.
- Reverse
- преодоление препятствия, за счет опоры на него руками и поворота спиной к нему.
- Cat passing
- преодоление препятствия, за счет опоры на него руками и не касаясь ногами
- Wall pass
- преодоление стены.
Существуют и более подробные классификации элементов[14][15]. Однако постоянное развитие дисциплины не всегда позволяет вовремя отслеживать появление новых элементов. В названии элементов паркура на разных языках имеются заметные разногласия[16], что иногда приводит к недопониманиям при общении. Однако постепенно устанавливается общепринятый набор терминологии, на основании которого появляется возможность для методологических разработок, в частности, последовательности изучения элементов[17].
См. также
- Фриран
- Ямакаси
- Тринадцатый район
- 13-й район: Ультиматум
- Mirror's Edge
- Assassins Creed
- Илабака, Даниэль
- Давид Белль
- Assassin's Creed II
- Prototype (игра)
- Uncharted: Drake's Fortune
- Uncharted 2: Among Thieves
- InFamous